Задания типа верно — не верно
21.1 Задания типа верно — не верно
В качестве примера, который мы хотим обработать при помощи SPSS, рассмотрим личностный тест, с помощью которого определяется степень любопытства опрашиваемых.
№ |
Вопрос |
Правильный ответ |
1 |
У Вас много книг? |
Да |
2 |
Ходите ли Вы за покупками всё время в одни и те же магазины? |
Нет |
3 |
Считаете ли Вы, что космонавтику развивать необходимо? |
Да |
4 |
Вас не интересует, почему на вашего соседа одели наручники? |
Нет |
5 |
Можете ли Вы долго заниматься чем-нибудь одним? |
Да |
6 |
Регулярно ли Вы смотрите новости? |
Да |
7 |
Знаете ли Вы, сколько человек живёт в городе, в котором проживаете Вы? |
Да |
8 |
Ходите ли Вы на работу всегда одной и той же дорогой? |
Нет |
9 |
Становится ли Вам иногда скучно? |
Нет |
10 |
Хотели бы Вы полететь на Луну? |
Да |
11 |
Читаете ли Вы ежедневные газеты регулярно? |
Да |
12 |
Спрашивали ли Вы уже себя, как будет выглядеть мир через сто лет? |
Да |
13 |
Замечаете ли вы иногда, что недовольны тем, что Вы можете и знаете? |
Да |
14 |
Предоставите ли Вы себя для научных экспериментов? |
Да |
15 |
Интересует ли Вас, сколько зарабатывает ваш сосед? |
Да |
16 |
Бездельничаете ли Вы во время отпуска? |
Нет |
17 |
Приятней ли Вам находиться в кругу большого количества друзей, нежели с одним другом? |
Да |
18 |
Случается ли с вами часто так, что Вы не знаете с чего начать? |
Да |
Здесь речь идёт о вопросах, на которые следует давать строго определенные ответы: верно или не верно. Ответ верно соответствует наличию любопытства. Такое же самое значение можно присвоить и ответу не верно; при разработке теста, в него рекомендуется включать и такие вопросы, значимым ответом на которые является отрицательный. Это всегда возможно при соответствующей формулировке.
Если следовать Линерту, то для оценки пригодности отдельных пунктов следует применять нижеследующие два критерия:
Индекс сложности
В простейшем случае он представляет собой долю правильных ответов на данный вопрос, взятую в процентах от общего количества ответов. Для вопросов с несколькими возможными ответами и ступенчатыми ответами существуют модифицированные формулы. Удивительно, но для сложных вопросов индекс сложности принимает малые значения, а для лёгких большие. Вопросы с низким и высоким индексом сложности считаются не желательными.
Коэффициент избирательности
Коэффициентом избирательности, который является важным критерием для оценки применимости вопроса, служит корреляционный коэффициент между ответом на вопрос и суммарным показателем теста. В качестве суммарного показателя теста берётся сумма всех ответов. Это означает, что все правильные ответы должны иметь одинаковый знак! К сожалению, этому важному обстоятельству в справочниках уделяется не достаточно внимания. Для приведенного примера это означает, что пункты 2, 4, 8, 9 и 16 перед анализом должны быть подвергнуты перекодировке.
Для определения корреляционного коэффициента Линерт предлагает различные варианты, так, к примеру, двухрядная поточечная корреляция между заданием с ответом верно — не верно и значением масштаба или ранговая корреляция между заданием со ступенчатым ответом и значением масштаба. Как ни странно: SPSS всегда использует коэффициенты Пирсона.
Непригодные для применения пункты обычно отбираются посредством сравнения индексов сложности и избирательности. Самым простым способом является отбор сначала тех вопросов, которые обладают индексом сложности ниже 20 или выше 80, а затем из списка оставшихся вопросов исключаются те, которые имеют самые низкие коэффициенты избирательности. Линерт предлагает рассчитывать ещё и дополнительные показатели вопросов, такие как: индекс однородности, индекс пригодности, селекционный показатель и (если имеется так называемый внешний критерий) коэффициенты действительности.
Коэффициент пригодности
Коэффициент пригодности является важным критерием для оценки результата теста. Он является мерой точности, с которой проводится тестирование некоторого признака. SPSS предлагает для этой цели множество методов; по умолчанию устанавливается альфа Кронбаха (Cronbach's Alpha) со значением, модуль которого находится между 0 и 1. Обработаем наш пример при помощи SPSS.
-
Откройте файл nuegier.sav.
Помните о том, что вопросы 2, 4, 8, 9 и 16 должны быть перекодированы; их кодовые числа необходимо поменять местами (1 станет 2, 2 станет 1).
-
Это можно сделать при помощи метода, рассмотренного в главе 8, посредством выбора меню Transform (Трансформировать) Recode (Перекодировать) Into same Variables... (В те же переменные)
Можно было бы также воспользоваться и синтаксисом. Для этого необходимо было бы записать следующие инструкции:
RECODE item2, item4, item8, item9, item16 (1=2) (2=1). EXECUTE.
-
После перекодировки выберите в меню Analyze (Анализ) Scale (Масштабировать) Reliability Analysis... (Анализ пригодности) Откроется диалоговое окно Reliability Analysis (Анализ пригодности).
-
Переменные iteml-itemlS поместите в поле пунктов (Items:). Затем из числа предлагаемых методов расчёта коэффициентов пригодности необходимо выбрать подходящий: