Пример из области социологии
18.2 Пример из области социологии
В своём исследовании "Культурный прорыв. Изменение ценностей в западном мире" (см. дополнительную литературу) Рональд Инглехарт (Ronald Inglehart) приводит тезис, что в более зрелых возрастных группах значимо большее количество человек высказались в пользу материальных ценностей (см. гл. 8.4.2). Среди младших поколений, согласно Инглехарту, растёт доля постматериалистов. Склонность опрошенных к постматериалистическим ценностям зависит от их образования и профессиональной квалификации. Чем выше образование и профессиональная квалификация, тем выше склонность к постматериалистическим ценностям. Значение имеет также и социально-экономический статус отца; согласно мнению Инглехарта, чем он выше, тем значительней доля постматериалистов. При помощи дискриминантного анализа мы проверим эту теорему смены ценностей, сформулированную американским политологом.
-
Откройте в редакторе данных файл postmat.sav.
Переменные, которые вы сможете найти в этом файле, приводятся в нижеследующей таблице.
Имя переменной |
Значение |
ingMnd |
Индекс Инглехарта |
|
Ценности: |
|
1 Постматериалисты |
|
2 Постматериалисты смешанного типа |
|
3 Материалисты смешанного типа |
|
4 Материалисты |
|
5 Не могу дать ответ |
|
6 Нет данных |
statpaps |
Социально-экономический статус отца (индекс) |
|
Значения: |
|
1 Низкий |
|
5 Высокий |
|
8 Формируется в данный момент (отсутствующее значение) |
|
9 Безработный, в заключении, умер, пенсионер и т.д. (отсутствующее |
|
значение) |
schule |
Уровень образования опрашиваемых |
|
Значения: |
|
1 Без образования |
|
2 Начальная школа |
|
3 Незаконченное среднее |
|
4 Среднее |
alter |
Возраст опрашиваемых |
|
Значения: |
|
1 18 до 29 лет |
|
2 30 до 44 лет |
|
3 45 до 59 лет |
|
4 60 до 74 лет |
|
5 75 до 88 лет |
|
6 89 и старше |
|
9 Не указан (отсутствующее значение) |
ausbild |
Профессиональное образование опрашиваемых Значения: 0 Образование отсутствует (отсутствующее значение) 1 Краткосрочное образование 2 Ученик 3 Мастер/техник 4 Высшее образование |
Прежде чем преступить к дискриминантному анализу, преобразуем сначала переменную ingl_ind к дихотомическому типу. Значения признаков: 1 ("Постматериалисты") и 2 ("Постматериалисты смешанного типа") должны бить включены в новое значение признака 1 ("Постматериалистические типы") переменной ingMnd, а значения признаков: 3 ("Материалисты смешанного типа") и 4 ("Материалисты") в новое значение признака 2-"Материалистические типы".
-
Для этого в редакторе синтаксиса введите следующие команды:
RECODE ingl_ind (1,2 = 1) (3,4 = 2)
INTO ingl_dic. VARIABLE LABELS
ingl_dic = "Inglehart-Index, dichotom".
VALUE LABELS
ingl_dic 1 "Postmat. Typen"
2 "Materialist.Typen".
EXECUTE.
-
Вы можете также загрузить в редактор синтаксиса и файл ingledic.sps, в котором находятся эти команды.
-
Пометьте команды и запустите программу щелчком на кнопке Run Current (Выполнить текущие команды).
В редакторе данных появится новая переменная ingl_dic. Теперь проведите дискриминантный анализ.
-
Выберите в меню опции Analyze (Анализ) Classify (Классифицировать) Discriminant... (Дискриминантный анализ)
-
Переменную ingl_dic поместите в поле групповых переменных.
-
Щёлкните на выключателе Define Range... (Определить область) и в качестве минимального значения введите 1, а в качестве максимального значения 2.
-
Переменные statpaps, schule, alter и ausbild поместите в список Independents (Независимые переменные). Оставьте метод ввода переменных Enter independents together (Независимые переменные вводить одновременно), установленный по умолчанию.
Диалоговое окно Discriminant Analysis (Дискриминантный анализ) должно теперь выглядеть так, как показано на рисунке 18.4.